Платон Алексеевич Ойунский

БиографияДетствоУчебаЛюбовь и семьяГоды аспирантурыСоздание НИИ языка и культуры при Совнаркоме ЯАССРУвековечивание памятиРепрессия и реабилитацияКниги

Ойунский (Слепцов) Платон Алексеевич

(1893–1939)

Платон Алексеевич Ойунский – удивительно разносторонний талант. Он был выдающимся поэтом, прозаиком, драматургом, фольклористом, лингвистом,  государственным,  политическим деятелем.

Родился Платон Алексеевич в 1893 году, 10 ноября в 3-м Жехсогонском наслеге Ботурусского района (ныне Таттинского улуса) Якутской области, в крестьянской многодетной семье.  Жила семья очень бедно, часто оставаясь без куска хлеба, питаясь одной рыбой.

Тяжелая жизнь подорвала здоровье родителей, шестеро братьев и сестер Платона умерли в детстве. Из-за крайней бедности родителей учиться он начал только в 14 лет. За один год прошел курс двух классов, и уже тогда показал свои прекрасные способности к обучению. В раннем возрасте Платон уже увлекался народными песнями и национальным эпосом – Олонхо. Он считал, что олонхо «определило мировоззрение древнего якута, оно же освещает нам и весь древний период жизни якута, его доисторию». Платон Алексеевич и сам был олонхосутом-сказителем в юности, знал много вариантов олонхо. П.А. Ойунский – один из тех, кто стоял у истоков олонховедения, и его научный труд о якутском эпосе выполнял задачу ознакомления читателей с олонхо и якутской культурой. В этом его огромная заслуга. Эпос Олонхо ЮНЕСКО признала шедевром устного нематериального наследия человечества.

В 1911 он блестяще окончил Черкехскую двухклассную школу, и поступил в учительскую семинарию города Якутска. Там он познакомился со своим будущим другом и соратником, еще одним великим сыном якутского народа Максимом Аммосовым. В то время в Якутии жило много ссыльных революционеров, и они оказали большое влияние на молодых якутов. С этого времени Платон Ойунский становится убежденным революционером, борцом за права простого народа. В 1917 году он поступает в Томский учительский институт, в 1918 вступает в Коммунистическую партию. К этому времени Ойунский уже пишет стихи, в 1924 году, после революции, в стихотворении «Благословение отца», обращаясь к юным, пишет:

Озарен звездой рассвета
Необъятный отчий край.
Чтобы тучи зла развеять, –
Смелым, сильным вырастай.

Первое стихотворение Ойунский опубликовал в 1917 году. Начало ХХ века было временем исторического выбора, временем появления радикальных идей. Борьба за прогресс предполагала разрыв с устоявшимися формами социального и национального бытия. Напряженная работа общественно-политической мысли выдвинула перед Россией альтернативный путь развития – путь социалистического обновления страны, обоснованный главным образом марксистской идеологией. Молодой Ойунский и его сверстники, с юных лет критически воспринимавшие социальную несправедливость, не могли примириться с нищетой и бесправием простого народа.   В 1911 году восемнадцатилетний Ойунский вместе с друзьями организовал в городском четырехклассном училище кружок учащихся-якутов, для которых, по словам его членов, очень важным был спор – «спор литературный и политический».

В 1916 году Максим Аммосов и Платон Слепцов познакомились с Емельяном Ярославским – ссыльным большевиком, создавшим в 1914 году Якутский комитет РСДРП. Так они стали членами марксистского кружка и стали приобщаться к марксистскому пониманию проблем общественного развития. Их привлекла стройность концептуальных положений этого учения. Юные патриоты были готовы вступить в борьбу за революционный слом строя, эксплуатирующего людей труда. С этого времени молодой Ойунский считал себя социал-демократом и окончательно решил посвятить свою жизнь революционной борьбе за свободу и равенство людей. Он глубоко верил в правильность этого выбора, считал себя солдатом революции, «свободной совести свободным гражданином» и принял активное участие в борьбе за победу Октябрьской революции, в гражданской войне, в установлении Советской власти.  Все это явилось фактором первостепенного  значения для формирования его общественно-политических и эстетических взглядов. С августа 1921 года П.А. Ойунский возглавил Якутский губревком, развернул кипучую деятельность по созданию государственности, что представляет собой исключительную его заслугу как политического деятеля. Он был автором серий правовых документов, в которых разрабатывались важнейшие проблемы государства, советского строительства, социально-экономических преобразований, в том числе первых правовых актов о местных органах власти – ревкомах,   по землеустройству и других, которые стали документами государственной и исторической важности.

Однако главным делом жизни для П.А. Ойунского, на решение которого он направлял всю свою практическую энергию, было создание в Якутии государственности в форме автономной республики. К октябрю 1921г. он лично подготовил проекты «Декларации прав и обязанностей трудящихся Якутской АССР» и «Положение об автономии Якутской республики». К началу 1922 г. колоссальная работа по созданию республики была завершена и на основе документов, подготовленных П.А. Ойунским, 27 апреля 1922 г. была образована Якутская Автономная республика – первая в истории якутов государственность. Появилось первое правительство – Совет народных комиссаров во главе с Ойунским, были образованы наркоматы. В январе 1923 года  на первом Всеякутском Учредительном съезде Советов сформирован верховный орган власти республики – Центральный исполнительный комитет (ЯЦИК), первым председателем которого был избран П.А. Ойунский. Он умел сочетать огромную общественную и государственную деятельность с кипучей творческой деятельностью.

Участвовал в установлении советской власти в Якутии. Председатель Якутского губревкома (1921–1922), председатель ЦИК ЯАССР (1922–1926), нарком просвещения и здравоохранения ЯАССР (1928–1929), председатель и ответственный редактор Якутского книжного издательства (1929–1931), директор НИИ языка и культуры, председатель правления Союза советских писателей ЯАССР (1935–1938). Арестован 03.02.1938 по распоряжению зам. наркома НКВД М. П. Фриновского в Иркутске, 14.02.1938 этапирован в Москву. Факт ареста держался в тайне (уже после ареста в якутской прессе публиковались фотографии). Под следствием в Лефортовской тюрьме (Москва), обвинялся по ст. 58-1, 2, 6, 7 УК РСФСР (членство в КРО “Саха-Омук”, подготовка вооружённого восстания против советской власти и др.). 31.01.1939 этапирован в Якутск, где стал главным обвиняемым по делу “Центрального дела” (дело партийной элиты ЯкутАССР). Неоднократно признавал себя виновным, затем отказывался от показаний, объявил голодовку. Умер в тюрьме 31.10.1939. Реабилитирован 15.10.1955 постановлением Прокуратуры ЯАССР. Умер в тюрьме 31.10.1939. Реабилитирован 15.10.1955 постановлением Прокуратуры ЯАССР.

 

Евдокия Ивановна Слепцова (Унарова) мама П. А. Ойунского. Самые дорогие, сокровенные слова Ойунский посвятил матери, Евдокии Ивановне Слепцовой, в стихотворении “На могиле матери Евдокии”. Евдокия всегда верила в сына, в его способности. Именно благодаря ее настойчивости он оказался в Якутске – отец не одобрял продолжение его учебы.

 

 

Иван – брат Мария – сестра Марина – сестра

 

Юрта-мазанка с пристроенным хотоном(хлевом) да хозяйственный амбар – вот и вся усадьба родителей П. А. Ойунского. У родителей Платона – отца Алексея Петровича – Хочугур, матери Евдокии Ивановны Слепцовых- было 8 детей. Из десяти членов семьи имеются фотографии(кроме Платона) только четверых.

Маленький мальчик Платон перестав даже бегать, прыгать и играть, забыв про сон, слушал как исполняют олонхо живущие поблизости Таттинские великие олонхосуты: Табахыров, Кылачысов, Куохайаан, сын Кетуехэ – Малгин, сына Миинэ – Егоров, сын Сасыла – Мандалымыан. 

 

В 1906 году рядом с юртой родителей Ойунского открылась первая школа в наслеге. Школа помещалась в частном домике учителя М. М. Сивцева, построенным его отцом М. Я. Сивцевым – Лис Маппый.

Первый учитель Платона Слепцова (Ойунского) Матвей Матвеевич Сивцев Один из первых учителей Ойунского Сергей Иванович Прокопьев

 

В 1907 году Таттинское одноклассное народное училище переместилось в с. Черкех в здание, построенное под руководством учителя М. М. Сивцева. Рис. В. Сивцева

Второе здание школы, построенное в 1908 году на случай преобразования одноклассного народного училища в двухклассное. Современное фото.

Платона, после окончания Таттинского одноклассного училища в 1910 году, учитель городского четырехклассного училища Е. М. Егасов привез в Якутск для продолжения учебы. Е. М. Егасов стоит (слева) – первый, второй- Д. В. Давыдов, третий – А. В. Давыдов, четвертая – М. Д. Николаева. Сидят: М. Н. Слепцова-Егасова, дочка Зина и В. И. Говорова.

Якутское городское четырехклассное училище, куда поступил Платон в 1910 г.

П.А. Ойунский, которого тогда, как писателя только начинали узнавать, в 18 лет с Н.Д.Неустроевым организовали литературный кружок “Кэскил”. Первая статья Платона «Слово о жизни демократов и аристократов» вышла в 1914 г. в 5 номере журнала “Юность”.

Сначала кружок посещали 30 человек, потом количество молодежи достигло 70 человек.

Кружок “Юный социал-демократ” в 1917 г. Второй ряд справа первый П. А. Ойунский.

В 1914 г. Платон Ойунский окончил Якутское городское четырехклассное училище и в 1915 г. поступил в Учительскую семинарию, где он начинает литературную и общественную деятельность. За отличную учебу ему была назначена стипендия 14 руб.

Здание учительской семинарии, где учился П. А. Ойунский

Свидетельство, выданное П. А. Слепцову (Ойунскому), об окончании учительской семинарии в 1917 г.

Окончив Учительскую семинарию, в 1917 г. П. Ойунский едет в г. Томск поступать на историческое отделение института, но ему не удалось здесь учиться из-за революционных событий.

Платон Алексеевич был истинным поэтом и оставил замечательные лирические стихи, объяснения в любви. В жизни Ойунского были женщины, которых он искренне и самозабвенно любил, которым посвящал стихи и сокровенные слова.

Остались строки по которым мы можем судить о его личной жизни. Это посвящения женам, дочерям и матери.

В 1920 году П. А. Ойунский женится на  Фекле Алексеевне Сокольниковой, которую называл “божеством сердца с юных лет”. Фекла была актрисой Якутского театра, который позже будет носить имя Платона Ойунского. Но в 1923 году судьба нанесла жестокий удар –  Фекла умерла по дороге в Москву на руках у Платона Ойунского. Он похоронил ее на станции недалеко от Красноярска 14 июля 1923 года.

После возвращения в Якутск в 1926 году он познакомился с Татьяной Дмитриевной Александровой, сотрудницей женотдела ЦИКа. Вскоре они поженились – Татьяна сильно напоминала ему Феклушку. Она родила для него дочку, которая ушла из жизни совсем крохотной. Татьяна Дмитриевна тоже заболела, и ее не стало в 1930 году. Ей П.А. Ойунский посвятил произведение “Туйаарыма Куо Светлолицая”. Эта музыкальная драма по мотивам олонхо была поставлена на сцене Якутского театра 16 февраля 1928 года.

 

6 ноября 1930 года Платон Алексеевич женился в третий раз на Акулине Николаевне Борисовой. Она подарила ему четырех дочек, двоих они потеряли в раннем возрасте. Октябрина умерла в шесть месяцев, а Платонида в один год. Кроме общих дочерей Саргыланы и Сарданы они воспитывали еще Марию – дочь Акулины от первого брака.

 

 

С женой Акулиной Николаевной  и дочерями Мусей и Ланой. 1932 г.

Первенец Ойунских – дочь Саргылана, которой поэт посвятил свой прекрасный стих.

В 1931 г. П. А. Ойунский с семьей выезжает в Москву, чтобы поступить в аспирантуру при Институте ЦИК СССР. Дом по ул. Садово-Спасской 16, где жила семья Ойунского в г. Москве в 30-х годах

П. А. Ойунский среди студентов-таттинцев. Москва, 19 января 1932 года.

1933 г. П. А. Ойунский получил билет ударника. Материал из архива Ытык-Кельской литературно-художественного музея-заповедника «Татта».

В 1935 г. П. А. Ойунский окончил в Москве аспирантуру, стал кандидатом филологических наук и возглавил Научно-исследовательский институт языка и культуры при СНК ЯАССР.

17 сентября 1935 года постановлением Совнаркома ЯАССР «…в целях научного изучения языка, литературы, искусства, истории, …научной разработки вопросов их дальнейшего развития…» был создан первый научно-исследовательский институт в Якутии — НИИ языка и культуры ЯАССР (ныне Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук).

Организатором института и его первым директором (1935–1937) был Платон Алексеевич Ойунский — основоположник якутской советской литературы, поэт, филолог, фольклорист, видный государственный и общественный деятель. Личность Ойунского имела огромное влияние. Он был признанным лидером Якутии в области просвещения и создания литературного (государственного) якутского языка.

С 1923 по 1925 год Ойунский был главой первого советского правительства Якутской республики и главой первого представительного органа ЯЦИК, с 1924 года — председателем Совета якутской письменности при ЯЦИК. В 1925 году он стал инициатором создания и председателем научно-исследовательского общества «Саха кэскилэ» («Будущее якутов»). Это общество было призвано объединить все научные и культурные силы для планомерной работы вместе с главными научными центрами страны, прежде всего Академией наук. В 1928–1929 годах Ойунский — народный комиссар просвещения и редактор первого литературного журнала «Чолбон», в 1929–1931 годах — главный редактор Якутского книжного издательства, Председатель комитета Якутской письменности (нового алфавита). В 1931–1935 годах обучался в аспирантуре НИИ национальностей при ЦИК, в 1935 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата лингвистических наук. Также был председателем вновь созданного Союза советских писателей Якутии, депутатом Верховного Совета СССР Первого созыва. В феврале 1938 года был арестован по сфабрикованному обвинению, умер во время следствия в октябре 1939 года.

Впервые проект создания Института языка и культуры был разработан Комитетом нового алфавита еще в 1931 году, тогда он задумывался как учреждение при якутском правительстве, объединяющее деятельность Национального театра, картинной галереи, музыкальной и художественной студии, секции словесности и секции языка и письменности малых народов Севера. Еще 18 апреля 1931 года было издано постановление Совнаркома ЯАССР о необходимости создания Института языка и культуры, но организация его была отложена в связи с нехваткой кадров и средств.

  1. Организацию Института языка и культуры признать необходимым.
  2. Средства, предусмотренные сметой на содержание института, отпустить из дополнительно ассигнованных НКПросу 450,000 рублей на развертывание школьной сети в 1931-32 учебном году, предложив Наркомфину и НКПросу уточнить эту смету и включить в бюджет.
  3. Поручить Госплану, совместно с НКПросом, Наркомземом и ЦСНХ проработать вопрос об организации Научно-исследовательского института, как с точки зрения об’единения им работы уже существующих научных учреждений, так и в целях организации новых научных учреждений в области сельского хозяйства, промышленности и др.

Постановление СНК ЯАССР

от 18 апреля 1931 года.

Созданный в 1935 году институт имел три секции: языка и письменности, литературы и искусства, секцию истории. Штатными научными сотрудниками института были в 1935–1937 годах: С.Н. Донской-II, Н.М. Заболоцкий, Д.К. Сивцев, С.И. Дьячковский-Боло, А.А. Саввин, А.Е. Мординов, П.П. Барашков, Н.Н. Павлов, С.Р. Кулачиков, Г.А. Попов, Г.В. Ксенофонтов, Н.С. Григорьев. Кроме того, первые якутские ученые и литераторы, учителя, знатоки фольклора, краеведы были корреспондентами института и работали на договорных началах. Был издан ряд сборников трудов института, разработаны и утверждены общие принципы орфографии и терминологии якутского литературного языка, начался планомерный сбор, изучение и публикация произведений фольклора, была написана первая история якутской литературы, шла работа по обобщению вопросов древней и новой истории Якутии, в планах было написание ряда словарей и т. д.

В 1938 году почти все сотрудники были необоснованно арестованы или сняты с работы, работа института фактически прекратилась. С августа 1941  по 1943 год институт был временно закрыт в связи с войной.

Несмотря на все это, уже в довоенный период был создан важный задел, ставший основой для дальнейшего развития литературного языка, фольклористики, литературоведения, искусствоведения, истории. Были налажены связи с ведущими учеными страны. Впервые в Якутии была создана единая база данных наиболее значимых текстов по якутоведению, в институте и вокруг него (через корреспондентскую сеть) объединились первые научные кадры, которые, несмотря ни на что,  продолжили эту работу и в дальнейшем. Рукописный архив института, в своей основе сформированный еще в те годы, является сегодня хранилищем ценнейших для Якутии литературных, фольклорных и научных рукописей.

(ИЛЛ. 1, 2). С 1947 года Якутский институт языка, литературы и истории работает в системе Академии наук СССР (позднее РАН). (ИЛЛ. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13,14) В последующие годы, сохраняя основные направления, но постоянно расширяя спектр своих исследований, институт издал тысячи научных книг и статей, многие из которых имеют непреходящее значение. В 1994 г. ИЯЛИ вошел в состав созданной Академии наук РС (Я) и переименован в Институт гуманитарных исследований, с 2008 г. путем слияния этого института и Института проблем малочисленных народов Севера СО РАН образован Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН — правопреемник обоих научных учреждений.

Таким образом, создание и первый период деятельности НИИ языка и культуры ЯАССР являются важной страницей истории Якутии. Это событие стало закреплением всего предыдущего трудного пути развития общественной мысли в Якутии и одновременно основой для его дальнейшего развития. Институт продолжает вносить большой вклад в развитие науки и по праву считается одним из самых значимых культурных центров Якутии.

Здание ИЯЛИ на Октябрьской 35. Здесь Институт размещался в 1943-1957 гг.

Исключительно тяжелы и ответственны были для П. А. Ойунского и его друзей годы повстанческого движения. Секретарь губкома РКП (б) Лебедев в марте 1922 г. телеграфировал в Москву: “Ликвидация бандитизма возможна при полном истреблении якутов”. Председатель губтрибунала Козлов в 1922 г. отдал приказ, чтобы в местах, где идет восстание, “расстреливать каждого пятого”. Но, благодаря поддержке Центра, Ойунский, Аммосов, Барахов добились амнистии участникам повстанческого движения.

Президиум I Всеякутского Учредительного съезда Советов. Из Таатты (слева) сидят: первый – П. В. Слепцов, третий – А. Ф. Бояров, четвертый – Г. Ф. Сивцев, пятый 0 П. А. Ойунский. 1922 г.

Делегаты Якутской городской партийной конференции. 1924 г.

Президиум и секретариат 1 всеякутской языковедческой конференции. 1935 год

Участники I Всеякутской языковедческой конференции. Якутск. Фото 1934. Сидят (слева направо): Г.У.Гермогенов, П.А.Ойунский, неизвестный, Г.В.Ксенофонтов; стоят: Н.И.Степанов, В.М.Новиков. Улусный краеведческий музей им. Г.В.Ксенофонтова

Руководители ЯАССР с экипажем первого самолета в Якутии. 1925 г.

С депутатами Верховного Совета ССРС. 1937 г. Москва

Первый традиционный народный праздник ысыах в 1921 году был восстановлен в Таатте П. А. Ойунским. Ысыах был посвящен победе Советской власти. На площади около бывшей управы была сооружена высокая пятиугольная трибуна, возле которой были поставлены три ритуальных коновязи- сэргэ. С докладом выступил П. А. Ойунский.

П. А. Ойунский в Якутском краеведческом музее. 1931 г.

П. А. Ойунский и С. Р. Кулачиков слушают стихи А. А. Кюндэ. Москва, 1927 г.

26 января 1966 года Указом Совета министров Якутской АССР учреждена Государственная премия имени П.А. Ойунского, присуждаемая за выдающиеся произведения в области литературы, искусства и архитектуры, которые получили широкое общественное признание и стали национальным достоянием Республики.

Имя Платона Алексеевича Ойунского присвоено: Саха академическому театру 28  марта  1934 г., Литературному музею в Якутске и Таттинскому народному театру. Его именем названы улицы в населенных пунктах Якутии, в том числе в городах Якутске, Мирном и Нерюнгри. Его имя носит морской сухогруз.

 

 

На центральной площади города Якутска установлен памятник П.А. Ойунскому, созданный в 2003 году скульптором П.А. Захаровым. Также его памятники установлены в Таттинском улусе; в селе Ытык Кюель скульптором Э.И. Пахомовым в 2013 году, на аласе Дэлбэрийбит, села Черкех  в 1963 году.

 

Черкёхский музей истории государственности им. П.А.Ойунского

                          

Балаган, где жил Платон Алексеевич

                                                 

Литературный музей имени П. А. Ойунского в Якутске – одна из культурных достопримечательностей города. Открытие музея состоялось в апреле 1970 г. Музей назван именем известного ученого, государственного и общественного деятеля и основоположника советской литературы Якутии П. А. Ойунского. 

  • 18 февраля в 1928 г. в Саха театре показали, написанный им отрывок из олонхо названный “Туйаарыма Куо”.
  • В 1930 г. в театре поставили его драму-олонхо “Туналҕаннаах ньуурдаах Туйаарыма Куо” – состоящую из трех действий.
  • Драматическая поэма “Красный шаман” тоже много раз ставилась на сцене.

Драма “Большевик” поставленная в 1927 г. впервые ввела пафос пролетарской революционной борьбы.

Народный артист Саха АССР Виктор Саввин: “Платон Алексеевич также помогал режиссерам, артистам театра по творческим вопросам. Наша заключительная репетиция, приемка (первая постановка пьесы) без него не проходили. Он советовал, направлял, как должен быть создан образ любой пьесы…”

Произведения Ойунского получив широкое одобрение, имели большое значение для дальнейшего развития Саха театра. Поэтому Саха музыкальному-драматическому театру присвоили имя П.А.Ойунского.

Единственная рукописная запись П. А. Ойунского. Материал из архива Ытык-Кельской литературно-художественного музея-заповедника «Татта».

Платон Ойунский был арестован органами НКВД 2 февраля 1938 г. во время кратковременного пребывания в Иркутске, когда он, будучи депутатом Верховного Совета СССР, возвращался домой с первой сессии высшего органа страны. В тот же день Ойунский якобы до начала допроса написал заявление на имя наркома внутренних дел Ежова о том, что он являлся одним из руководителей антисоветской националистической организации, существовавшей в Якутии и ставившей своей целью восстановление капиталистического строя и создание “государств а под протекторатом Японии”.

Внимательный исследователь, изучив в совокупности материалы по делу П.А. Ойунского и его соратников М.К. Аммосова, И.Н. Барахова, С.В. Васильева, С.М. Аржакова и других жертв сталинских репрессий, придет к следующим выводам:

  1. П.А. Ойунский – депутат Верховного Совета СССР арестован 3 февраля 1938 г. без санкции Верховного Совета СССР и прокурора и заключен в Бутырскую тюрьму.
  2. Ордер на арест П.А. Ойунского выписан не 3 февраля, а день его отправки в Москву, т.е. 4 февраля.
  3. Нужные следователям НКВД показания (имеется в виду заявление Ойунского от 3.02.1938 г. на имя наркома внутренних дел Н.И. Ежова) “выбиты” с помощью чудовищных пыток и истязаний Ойунского не 3 февраля 1938 г. и не в Иркутске, а после того, как он был доставлен в Бутрскую тюрьму, так как иркутские энкавэдэшники не получали никакого распоряжения допрашивать арестованного. Им было поручено лишь задержать его и доставить в Москву.

Через 637 суток мучительных допросов и пыток, не признав за собой никакой вины, объявив голодовку Платон Алексеевич 31 октября 1939 года скончался в тюремной больнице НКВД.

После смерти П.А. Ойунский был посмертно реабилитирован дважды: Постановлением Прокуратуры ЯАССР от 15 декабря 1955 г. о прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления и Постановлением бюро Якутского обкома КПСС от 20 декабря 1955 г. о посмертном восстановлении его в правах члена Союза писателей СССР.

П.А.Ойунский (Слепцов). Иркутская тюрьма. Фото февраля 1938. Из следственного дела Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского.

Анкета арестованного П.А.Ойунского (Слепцова). Иркутск. 07.02.1938. Копия Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского.

Служебная записка УНКВД по Иркутской области о судьбе имущества, изъятого П.А.Ойунского при аресте в 1938. Иркутск. 02.02.1940. Копия.  Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского.

Служебная записка по этапированию заключенного П.А.Ойунского из УНКВД Иркутской области в Москву. Февраль 1938. Копия. Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского.

Справка о состоянии здоровья заключенного Бутырской тюрьмы П.А.Ойунского (Слепцова). Москва. Декабрь 1938. Копия. Якутский государственный литературный музей им. П.А.Ойунского.

Произведения

Айымньылар : 7 томнаах [ред. С.П. Данилов]. – Дьокуускай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1958-1962.

Т. 1. : Ырыа-хоһоон. –  224 с.
Т. 2. : Кэпсээннэр. – 211 с.
Т. 3. : Пьесалар.  – 280 с.
Т. 4. : Дьулуруйар Ньургун  Боотур : Бастакы, иккис, үһүс ырыалара. – 315 с.
Т. 5. : Дьулуруйар Ньургун  Боотур : Төрдүс, бэһис, алтыс ырыалара. – 288 с.
Т. 6. : Дьулуруйар Ньургун  Боотур : Сэттис, ахсыс, тохсус ырыалара. – 312 с.
Т. 7. : Ахтыылар, этиилэр, ыстатыйалар, кэпсээннэр. – 224 с.    

Көҥүл ырыата / [хомуйан оҥордо С. П. Ойунская]. – Дьокуускай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1968. – 440 с.

П.А. Ойуунускай бу биир томнаах кинигэтигэр суруйааччы ырыалара-хоһоонноро, кэпсээннэрэ, ахтыылара уонна драматическай айымньылара талыллан киирдилэр..

Кинигэ 1958-1962 сс. тахсыбыт автор сэттэ томнаах хомуллубут айымньыларын тексинэн оҥоһулунна.

Өрүөл кэриэһэ : Кыра саастаах оҕолорго. – Дьокуускай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1972. – 16 с.

Кинигэҕэ киирдилэр П.А. Ойуунускай хоһоонноро: “Өрүөл кэриэһэ”, “Харачаас”, “Мин бэркэ ытабын”, “Тимир көлө”, “Москва”.

 

 

Талыллыбыт айымньылар : в 2-х томах. – Якутск : Книжное изд-во, 1975 г.

Настоящее двухтомное издание сочинений П.А. Ойунского предпринято в связи с исполнившимся в ноябре 1973 года 80-летием со дня рождения писателя. К юбилейной дате были приурочены торжественные собрания, литературные вечера и научные конференции, часть материалов которых помещена в книге “Основоположник якутской советской литературы. В 80-летию со дня рождения П. А. Ойунского” (1974).

11 Дьэбэрэттэн тахсыы : сэһэн. – Дьокуускай : Кинигэ изд-вота, 1978. – 40 с.

“Выход из тины” – повесть для детей старшего и среднего школьного возраста. В данной повести П.А. Ойунского показана тяжелая жизнь якутки до революции и ее выход из этой тины в годы установления советской власти.

Көҥүл ырыата : ырыалар, хоһооннор, кэпсээннэр, ахтыылар. – Дьокуускай : Кинигэ изд-вота, 1988. – 136 с. – (Саха оскуолатын б-ката).

В серию “Библиотека для якутских школ” вошли произведенения основоположника якутской советской литературы П.А. Ойунского, отображающее борьбу якутского народа за установление Советской власти в Якутии.

Избранные произведенения : в 3-х томах. – Якутск : Саха республикатын национальнай кинигэ изд-вота.

Т. 1. : Стихи, переводы, драматические поэмы. – 1992 – 336 с.
Т. 2. : Повести, рассказы, пьесы и воспоминание. – 1993. – 448 с.
Т. 3. : Научные труды. – 1993. – 480 с.

Настоящее собрание сочинений П.А. Ойунского подготовлено в связи со 100-летием со дня рождения писателя. Имя П.А. Ойунского внесено в “Календарь знаменательных дат 1993 г.” под эгидой ЮНЕСКО.

Чтобы выпукло показать творческую лабораторию писателя и историческую обстановку того времени, весь материал первого тома: стихи, поэмы, поэтические переводы располагаются в хронологическом порядке. В первый том включены также и поэтические драмы “Красный шаман” и “Туйаарыма Куо”. Во втором томе -0 прозаические произведения: рассказы, повести, драмы и воспоминания. Отдельным томом предполагается издание олонхо “Ньургун Боотур Стремительный”.

Уруйа улааттын / Саха Республикатын культураҕа министерствота уонна композитордарын союһа. – Якутск : “Ситим” КИФ, 1993. – 48 с.

В сборник вошли песни, написанные якутскими композиторами и мелодистами и самим народом, на слова выдающегося поэта современности П. А. Ойунского, такие как “Вся власть – Советам!”, “Песня свободы”, “Завещание орла” и другие.

Сборник песен рассчитан для участников художественной самодеятельности и интересующимся якутской песней. Приурочен к 100-летию со дня рождения П.А. Ойунского.

3 Дьулуруйар Ньургун Боотур : олоҥхо / подгот. к печати: П. Н. Дмитриев, С. П. Ойунская. – Якутск : Сахаполиграфиздат, 2003. – 544 с.

Монументальный героический эпос народа саха – олонхо “Ньургун Боотур Стремительный” воссозданный классиком якутской литературы П.А. Ойунским, впервые полностью публикуется на языке оригинала и посвящается 110-летию со дня рождения выдающегося писателя.

Талыллыбыт айымньылар хомуурунньуктара / хомуйан оҥордулар: М. Н. Дьячковская, С. П. Ойунская. – Дьокуускай : Бичик, 2005. – (Саха литературатын классиктара).

Т. 1. : Хоһооннор, тылбаастар, драматическай поэмалар. – 320 с.
Т. 2. : Сэһэннэр, кэпсээннэр, драматическай айымньылар. – 368 с.

В этой серии составлена новая тематическая рубрикация по жанрам, с соблюдением хронологии написания произведений. Расширен комментарий.

***

Избранное  /  пер. с як. ; [сост. С. Данилова ; предисл. И. Пухов]. – М. : Художественная литература, 1963. – 296 с.

В сборник, посвященный якутскому писателю П.А. Ойунскому, вошли стихотворения и драматические поэмы разных лет переведенные с якутского языка. Также переведенные рассказы: “Слова “сумашедшего””, “Сон кожемяки”, “Освобождение из тины”.

Стихотворения / [сост. И. В. Пухов ; вступ. статья С. П. Данилова, Г. Г. Окорокова]. – Санкт-Петербург : Советский писатель, 1978. – 414 с. – (Библиотека поэта).

В настоящее издание включены переводы лучших произведений основоположника якутской советской литературы П. А. Ойунского.

Видное место в якутской литературе занимают его поэмы на сюжеты олонхо и народных преданий: “Нюргун Боотур Стремительный”, “Туйаарыма Куо Светлолицая” и “Красный шаман”, о которой тепло отзывался М. Горький. Многие лирические стихотворения П. Ойунского стали народными песнями якутов.

Произведения П. Ойунского представлены в переводах В. Державина, О. Шестинского и других русских поэтов. Многие переводы публикуются в данном издании впервые.

Стихотворения и поэмы : пер. с якут. / [сост. Н. С. Сивцева]. – Москва : Худож. лит., 1993. – 271 с.

П. А. Ойунский свято верил в революцию, в социальную и национальную справедливость, в интернационализм. Поэзия его воплотила героическую и трагическую эпоху 20-30-х годов. Она классически революционная, высоко общественного пафоса, предельной душевной искренности и бесконечной преданности делу революции. Эмоциональная сила ее художественного воздействия покоряюща. Многие лирические стихотворения П. Ойунского стали народными песнями.

Гулкөкөдди Нюргун Ботур : олонхо / пер. на эвен. яз. Д. В. Кривошапкина-Ньимкалан. – Дьокуускай : Бичик, 2003. – 304 с., ил.

Широко известный во всем мире якутский народный эпос “Ньургун Ботур Стремительный”, воссозданный П.А. Ойунским, на этот раз впервые заговорил на эвенском языке. Эта книга завершает предыдущие выпуски (1996, 200 гг.).

1 Кудаҥса Великий. Александр Македонский / [пер. А. А. Борисовой-Слепцовой ; франц. перевод: Л. М. Сабарайкиной, Янкель Каро ; ил. В. Ф. Ноева]. – Якутск : Бичик, 2002. – 160 с.

В книгу вошли два произведения классика якутской литературы П.А. Ойунского. Это первое издание из его богатого творческого наследия, вышедшее на трех языках. Оно дает еще одну возможность широкому кругу читателей открыть для себя мир художественной литературы народа саха, который является частью его духовной культуры.

Мои заветные слова / [сост.: Н. А. Лугинов, Н. Н. Рыкунов, А. Г. Кузьмина ; лит. ред. И. И. Иннокентьев]. – Якутск : Бичик, 2006. – 208 с. (Писатели земли Олонхо).

В сборнике поэтических произведений классика якутской литературы представлены стихи разных лет, драматическая поэма и олонхо в переводах известных русских поэтов В. Державина, А. Кафанова, В. Корчагина, Б. Макарова, А. Сендыка и О. Шестинского, ранее выходившие отдельными книгами в издательствах “Художественная литератыра” и “Советский писатель” (1963, 1987, 1993).

2 Нюргун Боотур Стремительный. Якутский героический эпос олонхо / пер. В. Державин. – Якутск : Книжное изд-во, 1975. – 432 с., ил.

Величайший памятник якутского народного творчества – олонхо “Нюргун Боотур Стремительный” воссоздан на рубеже 20-30 гг. основоположником якутской советской литературы П.А. Ойунским. В мифологизированных образах олонхо отразилась древнейшая история якутов – скотоводческого народа южного происхождения. Вот почему глубоко оригинальный якутский эпос обнаруживает родство с преданиями других тюркоязычных народов, живущих в настоящее время за несколько тысяч километров от якутов. На русский язык в записи “Нюргун Боотур Стремительный” П.А. Ойунского переведен впервые.

О жизни и творчестве

П. А. Ойунский : Статьи и воспоминания / [ред. Г.Г. Окороков]. – Якутск : Якутское книжное издательство, 1969. – 231 с.

В этой книге собраны статьи и воспоминания о жизни и творчестве якутского писателя, общественного деятеля Платона Алексеевича Ойунского с 1893 по 1968 гг.

Основоположник якутской советской литературы. – Якутск : Кн. изд-во, 1974. – 264 с.

Сборник посвящен памяти выдающегося якутского поэта-революционера, государственного деятеля и ученого П.А. Ойунского. Почти весь материал сборника излагался на научных конференциях, проведенных в связи с 80-летием со дня рождения поэта на его родине (с. Ытык Кюель) и в г. Якутске в ноябре 1973 года

Семенов, В. А. Творчество П. А. Ойунского и становление социалистического реализма в якутской советской литературе. – Новосибирск : Наука, 1980. – 224 с.  

В монографии рассматривается многогранная деятельность выдающегося якутского писателя, ученого и общественного деятеля П. А. Ойунского, чью философскую драму “Красный шаман” высоко оценил А. М. Горький.

Книга адресована литературоведам, историкам культуры и всем, интересующимся жизнью ЯАССР.

Слово о Платоне Ойунском. – Якутск : Кн. изд-во, 1985. – 72 с., ил.

            Речи на литературном вечере в Центральном Доме литераторов им. А. А. Фадеева в Москве, посвященном 90-летию со дня рождения основоположника якутской советской литературы П. А. Ойунского, 23 ноября 1983 г.

Ойуунускайдыын көрсүһүү. Таатта оскуолаларын үөрэнээччилэрин айымньылара / Хомуйан оҥордо Е. Чехордуна. – Дьокуускай : Книга, 1992. – 63 с.

            Бу хомуурунньукка оҕолор уус-уран айымньыларыттан сүүмэрдэнэн ылыллыбыт суруйуулар киирдилэр.

 

Смерть и воскресение Ойунского / И. Е. Федосеев. – Якутск : Книга, 1993. – 72 с., ил.

            В этой брошюре собраны очерки и статья автора Ивана Егоровича Федосеева о нелегких годах ссылки и тюрьмы П. А. Ойунского.

50 Татта – родина П. А. Ойунского / [сост. Д. К. Сивцев – Суорун Омоллоон ; худ. М. Г. Старостин]. – Якутск : Бичик, 1993. – 112 с., ил.

            В фотоальбоме, выпущеном к 100-летию со дня рождения Платона Алексеевича Ойунского, посредством фотографий рассказывается о родине поэта Якутии – Татте, ее людях и памятных местах.

Кустуров, Д. В. Үһүс төгүлүн, букатыннаахтык эргиллии. – Дьокуускай : Бичик, 1997. – 272 с.

            П.А. Ойуунускай, үс төгүл көмүллэн баран, турбукка тэҥнээх, уустук олоҕу олорон ааспыта. БСК (б)П КК 1928 сыллаах уурааҕа тахсарын саҕагна государственнай үлэттэн үүрүллэр. Онтон литератураттан туоратыллар кутталтан мүччү түһээри өлөр-тиллэр охсуһууга тардыллар. 1938 сыллаах репрессияҕа түбэһэн “норуот өстөөҕүн” ыар аатын сүгэр, партия обкомун бюротун 1952 сыллаах уурааҕынан “националист ” диэн үөтэриллэр. Кинигэ чыала П. А. Ойуунускай үрдүк аатын ыраастааһын, кини олоҕун, үлэтин билиҥҥи кэм хараҕынан көрөн сыаналааһын.

П. А. Ойунский : Взгляд через годы. – Новосибирск : НИЦ ОИГГМ, 1998. – 211 с.

            Проходит время – и крупные исторические фигуры, явления, события высвечиваются по-новому, мы осознаем недостаточность наших оценок и ощущаем необходимость их переосмысления. Так и с Ойунским. Истинное значение этого человека, его вклад в развитие якутской науки и культуры, его место в жизни якутского народа еще недооценены. Вокруг этой личности до сих пор не утихают споры. Нам представляется, что бурная, трагическая жизнь Ойунского, замечательного человека и ученого, истинного сына своего времени и своего народа, его роль в развитии якутской государственности, языка, литературы и культуры с позиций сегодняшнего дня могут быть рассмотрены более объективно, чем ранее. Что и попытались сделать в данной книге историки, обществоведы, филологи, искусствоведы – представители разных поколений.

Ойунская, С. П. Светлое имя отца : Поэмы, эссе, статьи и воспоминания / худ. И. Н. Жергин. – Якутск :  Бичик, 1999. – 288 с.

            В сборник вошли поэтические произведения, эссе, статьи и воспоминания С.П. Ойунской об отце – П. А. Ойунском и об его окружении. Книга богато иллюстрированна фотодокументами

            Для широкого круга читателей.

Бравин, Д. Г. Дорообо, дойдум : (Платон Алексеевич Ойуунускай 1928 сыллаахха Тааттаҕа сылдьыыта) / Бравин, Д. Г., Гуляев, Е. Д.. – Ытык Күөл : [б. и.], 2003. – 108 с. (Улусная тип.)

            Архыып матырыйаалыгар олоҕуран бэчээккэ тахсыбыт брошюра.

“Мин аатым ааттаныа…” (П. А. Ойуунускай туһунан ахтыылар). Саха Респ. наукаларын Акад. Гуманитарнай чинчийии и-тута ; эппиэттиир ред. С. П. Федосеева. – Дьокуускай : Изд-во СО РАН. Якут. фил., 2003. – 336 с.

            Хомуурунньукка саха литературатын классига П.А. Ойуунускай туһунан кини биир дойдулаахтарын уонна кинини кытта араас сылларга алтыспыт дьоннор ахтыылара киирдилэр.

Ойунская, С. П. Светлое имя отца : Поэмы, эссе, статьи и воспоминания / Сардана Ойунская. – Якутск : Бичик, 2003. – 336 с.

            В сборник вошли поэтические произведения, эссе, статьи и воспоминания С.П. Ойунской об отце – П.А. Ойунском и об его окружении. Книга богато иллюстрирована фотодокументами.

            Для широкого круга читателей.

Окорокова, В. Б. “Күөдьүйбүт тыл, дьүһүннэммит санаа…”. – Дьокуускай : Триада, 2003. – 135 с.

          Бу кинигэҕэ, билиҥҥи кэм хараҕынан көрөн, П.А. Ойуунускай айар үлэтин анаарар-сырдатар сыалы-соругу туруорар уонна ону үрдүк-орто үөрэх кыһатыгар үөрэнэр студеннарга, оскуола үөрэнээччилэригэр, учууталларга көмө оҥорор.

Петров, П. П. П. А. Ойуунускай: олоҕун умнуллубут түгэннэрэ (1937 сыл) / [СР НА. Гуманит. чинчийии ин-та ; П. П. Петров ; эппиэттир ред. С. П. Ойунская]. – Дьокуускай, 2003. – 60 с. : ил.

            Чинчийээччилэргэ урут биллибэтэх архыып докумуоннарыгар олоҕуран, улуу гуманист уонна суруйааччы П.А. Ойуунускай Саха театрын партийнай тэрилтэтигэр үлэтэ сырдатыллар.

П. А. Ойунский – директор Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР (1935-1937 гг.) : сб. док. /  Ин-т гуманит. исслед. АН РС(Я); отв. ред. В. Н. Иванов.- Якутск : ЯФ изд-ва СО РАН, 2003. – 166 с. : ил.

            Сборник включает документы, освещающие деятельность П.А.Ойунского на посту директора Научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР в 1935-1937 гг. Документы отражают начавшийся процесс изучения многих проблем гуманитарных наук, создания новой научной концепции языкового, культурного и исторического развития якутского народа.

            Для исследователей гуманитарных областей науки, аспирантов, стукдентов и широкого круга читателей.

Спиридонов, И. Г. Ойунский и наше время : статьи / И. Спиридонов. – Якутск : Бичик, 2003. – 112 с.

            Сборник статей разных лет известного литературоведа И. Г. Спиридонова о произведениях выдающегося политического деятеля, писателя-мыслителя П.А. Ойунского вызовет большой интерес у читателя.

П. А. Ойунский : мифы и реальность / Акад. наук Респ. Саха (Якутия), Ин-т гуманит. исслед. ; [редкол. : В. Н. Иванов (отв. ред.) и др.]. – Якутск, 2004. – 156 с.

            В сбоник вошли статьи, посвящнные жизни и творчеству выдающегося государственного и общественного деятеля, основоположника якутской советской литературы, ученого П.А.Ойунского. Авторами сделана попытка концептуального исследования его многогранной деятельности, твоческого наследия в историко-культурном контексте XX в.

Сырдыгынан сыдьаайан… : ахтыылар / [хомуйан оҥордулар: Д. Е. Васильева, Л. Н. Романова ; киирии тылы суруйда Д. Е. Васильева]. – Дьокуускай : Бичик, 2008. -144 с.

            Кинигэ Сардаана Платоновна Ойунская олоҕор уонна айар үлэтигэр ананар. Кини аҕатын улуу П.А. Ойуунускай олоҕун салҕаан, аатын ааттатан, баай литературнай нэһилиэстибэтин норуотугар тиэрдэр туһугар күүрээннээх олоҕу олорбута. Учуонай, суруйааччы быһыытынан ити ытык иэһин чиэстээхтик толорбута.

Кустуров, Д. В. Отстоял свою честь : документ.-худож. очерк ; Олоҕум бэлиэ түгэннэрэ : ахтыы / Дмитрий Кустуров. – Якутск : Бичик, 2009. – 216 с.

            Документально-художественный очерк под названием “Последние дни П.А. Ойунского” был издан на якутском языке в 1993 году по инициативе правительственной комиссии и журнала “Илин” Министерства культуры РС(Я) в связи со 100-летием со дня рождения выдающегося общественно-политического и государственного деятеля Платона Ойунского. На основе архивных документов рассказывается, как он, будучи репрессированным, при допросах в тюрьме отстоял свою правоту и не подвел других обвиняемых, так же как и он сам, в ложных политических деяниях против Советской власти, за которую он боролся, считая ее властью народа.

            Статья была написана по поводу необоснованных публикаций в газете “Молодежь Якутии”.

            В третьей части книги автор рассказывает о некоторых моментах своей жизни.

Биһиги Ойуунускайбыт : Саха суруйааччылара П. А. Ойуунускай төрөөбүтэ 120 сылыгар / Н. И. Харлампьева, Н. А. Лугинов, А. В. Кривошапкин уо. д. а. – Дьокуускай : Сайдам, 2013. – 128 с.

            В книге собраны статьи якутских писателей Н. Харлампьевой, Н. Лугинова, А. Кривошапкина, Урсуна, Куорсуннаах, Сэмэн Тумат, Умсууры, Г. Андросова, Рустама Каженкина в чесь 120-летия со дня рождения П.А. Ойунского.

Саха чулуу уолаттара, доҕордуу П. А. Ойуунускай уонна М. К. Аммосов / [хомуйан оҥордулар: Решетникова В. Ф., Аржакова А.]. – Ытык Күөл  : “Таатта” хаһыат редакцията, 2013. – 38 с. – ил., фот.

            Брошюраҕа саха норуотун чулуу уолаттара, бөдөҥ государственнай, общественнай, политическай деятеллар П.А.Ойуунускай уонна М.К.Аммосов олохторо, үлэлэрэ араас литературалартан, хаһыаттартан, ахтыылартан түмүллэн кэпсэнэр.

            Брошюра сүрүн сыалынан биир дойдулаахпыт уонна кини доҕорун туһунан сырдатыы, үйэтитии, эдэр көлүөнэ дьоҥҥо тиэрдии буолар.

Таатта – родина Ойунского / [сост.: Д. К Сивцев – Суорун Омоллоон ; И. Э Васильев, Е. В. Слепцова-Куорсуннаах]. – Изд. 2-е, доп. – Якутск : Бичик, 2013. – 112 с.

            В переиздании книги-альбома, выпущенного к 100-летию со дня рождения выдающегося государственного и политического деятеля, основоположника якутской советской литературы Платона Алексеевича Лйунского, посредством фотографий рассказывается о его родине – Таатте, ее людях и памятных местах.

            Для широкого круга читателей.

Тумат, С. Норуотун соргутун түстэспитэ : (П. А. Ойуунускай туһунан бэлиэтээһиннэр, кэрэһэлиир докумуоннар, хаартыскалар) / Сэмэн Тумат. – Ытык Күөл : “Таатта” хаһыат редакцията, 2013. – 101 с. : ил., фот.

            Суруйааччы, публицист, Россия Суруйааччыларын сойууһун чилиэнэ, Саха Республикатын П.А. Ойуунускай аатынан Государственнай бириэсмийэтин лауреата Семен Андреевич Попов – Сэмэн Тумат бу бэлиэтээһиннэрэ П.А. Ойуунускай олоҕун, деятельноһын сорох түгэннэрин өйдөтөн-санатан ааһар соруктаахтар.

            Автор бу дьоҕус үлэтэ П.А. Ойуунускай төрөөбүтэ 120 сылыгар ананар

Попов, Ю. Хроника тревожных и жгучих дней П. А. Ойунского / Яханда. – Якутск : Смик-Мастер. Полиграфия, 2013. – 32 с.

            Книга составлена из выдержек книг (рукописей) Яханда о жизни и деятельности одного из создателей Якутской Автономной Советской Социалистической Республмки П. А.  Слепцова – Ойунского.

            Она раскрывает в какой-то мере, динамику и значение принятия решений и событий 20-х годов XX века, роль и участие в них П.А. Оунского.

            В книге приведены моменты оценки и характеристики и отношений к нему его товарищей соратников и представителей последующих поколений Якутии. Использованы материалы из архивных дел и публикаций.

            Книга предназначена для исследователей-краеведов, массового читателя.

Тобуроков, Н. Н. Кто он, Платон Ойунский? / Н. Тобуроков. – Якутск : Бичик, 2014. – 192 с.

            Статьи сборника охватывают и освещают интересные, порой спорные вопросы истории якутской литературы и поэзии народов Сибири. Автор высказывает в них свое оригинальное, не похожее на других мнение о творчестве как отдельных писателей, так и некоторых этапах становления отдельных жанров. Книга будет полезна для вузов, учителей литературы средних школ, преподавателей специальных учебных заведений и всех, кто интересуется культурой народов Якутии.

П. А. Ойуунускай “Сүүс сыллаах улуу былаан” айымньыта уонна Саха Республикатын сайдар саҕахтара / Россия “Знание” обществотын Саха Сиринээҕи салаата, Саха Республикатын акад. Саха Респ. Бастакы Президенэ, РФ Федер. мунньаҕын депутата М. Е. Николаев обществ. көмөлөһөөччүлэрин ин-та ; [хомуйан оҥордо В. И. Бочонина]. – Дьокуускай : Алаас, 2015. – 104 с.

            Кинигэҕэ П.А. Ойуунускай биир айымньыта – “Сүүс сыллаах улуу былаан” икки тылынан киирдэ уонна бу айымньы үөскэтэр санааларын туһунан ыстатыйалар, өтө көрөөччүлэр, өтө көрүлэнии туһунан араас кэмнэргэ Саха сиригэр, Россияҕа уонна аан дойдуга буолбут түбэлтэлэр кэпсэнэллэр.

51 Сидоров, О. Г. Платон Ойунский / Олег Сидоров. – М. : Молодая гвардия, 2016. – 285 с: ил. – (Жизнь замечательных людей).

            Творчество Платона Ойунского стало удивительным примером воплощения одним человеком многовековой истории развития литературы – от древнего эпоса до революционных стихов. Ойунский – потомок старинного рода шаманов-ойунов, писатель, поэт, ученый, политик, мыслитель – по праву считается одним из основателей не только молодой якутской литературы, но и науки, образования, государственности современной Республики Саха. Книга писателя и публициста Олега Сидорова впервые открывает широкому кругу читателей страницы биографии великого сына Якутии от его рождения в отдаленном таежном селении до гибели в годы сталинских репрессий.

Платон Алексеевич Ойунский : “Был я сыном народа…” / А. А. Калашников ; [хомуйан оҥордо С. А. Попов-Сэмэн Тумат ; ред. А. К. Посельская ; худ. А. П. Мунхалов]. – Ытык Күөл : “Таатта хаһыат редакцията” авт. тэрилтэ, 2017. – 304 с.

Платон Алексеевич Ойунский. Жизнь и деятельность : хроника, факты, события / Ытык-Кюельская центральная библиотека ; [сост. Т. Д. Бочорукова]. – Ытык-Кюель, 2018. – 38 с.

П. А. Ойуунускай аатынан Саха Республикатын Государственнай бириэмийэтин лаурета : [биогр. справочник] / Таатта улуу6ун библиотекаларын кииннэммит ситимэ ; И. А. Аргунов аатынан киин библиотеката ; [хомуйан оҥордулар: У. И. Заболоцкая, Е. И. Шестакова ; ред. Г. И. Савватеева]. – Ытык-Күөл : [и. с.], 2018. – 75 с.